Песочная терапия: игра, учеба, терапия…
Дети с удовольствием играют в песок, он действует на них как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, «пасочки» тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и баталии, семейные сценки и городские зарисовки.
Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
Корни песочной терапии (Sandplay - игра с песком) в символической игре детей. Идея создания метода принадлежит, как это ни странно, знаменитому писателю Герберту Уэллсу. Воспитывая своих сыновей, он заметил, что в минуты волнения и расстройства им не хватает слов, чтобы выразить свои чувства. Их руки гораздо скорее находили средства выражения, когда дети играли. Фантаст собрал для них коллекцию маленьких игрушек - своего рода словарь недостающих в языке слов. По следам детских игр вышла его книга «Игры на полу».
Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической психотерапии. Идею подхватила педиатр и психолог Маргарет Левенфельд, позволившая детям играть с песком в своем кабинете. Первоначально песочница стояла на полу, так же как обычная песочница во дворе. Затем песочницу подняли на уровень удобный для ребенка. Техника, созданная, по сути, детьми, из ее кабинета перекочевала в детские воспитательные учреждения, а затем и в кабинеты юнгианских аналитиков. Песочная терапия - продолжение юнгианской техники свободного фантазирования. Она позволяет человеку, не только маленькому, но и взрослому, выразить невыразимое.
Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это прекрасное средство для «заботы о душе».
Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: «Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики».
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ему:
- развить более позитивную Я-концепцию;
- стать более ответственным в своих действиях и поступках;
- выработать большую способность к самопринятию;
- в большей степени полагаться на самого себя;
- овладеть чувством контроля;
- развить сензитивность (чувствительность) к процессу преодоления трудностей;
- развить самооценку и обрести веру в самого себя.
Цель такой терапии - дать возможность ребенку быть самим собой.
Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.
Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить словами.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться:
- с целью диагностики;
- с целью оказания первичной психологической помощи;
- в процессе краткосрочной психотерапии;
- в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия;
- в процессе обучения;
- в работе с ребенком не только психолога, но и логопеда и дефектолога, воспитателя.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве развивающего средства.
Применение песочницы особенно благотворно с детьми дошкольного возраста. До 3 лет игра ребенка в песке носит познавательный и развивающий характер, посредством песка малыш «простраивает» свою жизнь, играя в «куличики» и «пасочки» он формирует свое представление о мире, «допекает, доделываем» то, чего он не получил от родителей. С 3 лет работа в песочнице носит уже терапевтический, коррекционно-развивающий характер. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений.
Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе.
То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания.
Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих «агрессора» и его «жертву». Детям, пережившим психическую травму, такая игра весьма полезна: она помогает им заново пережить травматичное событие и, отыграть связанных с ним переживания столько раз и в такой форме, в которой они для них приемлемы.
Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.
В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.
На стадии «хаоса» ребенок берет множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком.
Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через «хаос» происходит постепенное «проживание» психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации, позволяет изменять эмоциональное отношение к ней.
Стадия «хаоса» может занимать от одной до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.
Стадию «борьбы» можно наблюдать у сложных детей, подростков, взрослых. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.
На стадии «разрешение конфликта» можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.
Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».
Проводить занятия может психолог, логопед, дефектолог, воспитатель. В зависимости от задач поставленных в работе взрослый выполняет разные роли:
- взрослый становится внимательным зрителем его позиция - это «активное присутствие», для наибольшего самораскрытия ребенка;
- логопед, воспитатель становится ведущим песочной игры, в процессе которой дети осваивают новые знания, закрепляют приобретенные навыки (звукопроизношения, умения классифицировать предметы, развитие фантазии и т.п.)
Часто в процессе работы возникают вопросы: сколько, занятий пройдет, прежде чем ребенок изменится, у него улучшится состояние и поведение. Иногда достаточно и одного занятия, а может быть их потребуется 5-10, а возможно коррекция займет несколько лет. Эстела Вайтриб, одна из известнейших песочных психотерапевтов, говорит: «Ни один процесс жизненного созревания никогда не может быть закончен. Внушает надежду то, что мы продолжаем развиваться всю жизнь, заканчивая одну стадию развития и переходя к следующей». В любом случае, когда определенный этап пройден, и клиент, и психолого это видят.
Каждый человек уникален, уникальны его путь и способы преодоления трудностей. Все участники процесса песочной терапии радуются красоте происходящего в этом замечательном мире, который помещается в деревянный ящичек. Часто хочется сказать своим клиентам: спасибо вам за честь находиться с вами в тот момент, когда вы раскрываете сокровища своей души.
Куличковская Елена Владимировна
педагог-психолог, мастер – сказкотерапевт