На главную >>

 

 

Порядок в детской комнате

 
Как научить ребенка не топать в уличных сапогах в комнату? Почему опять разбросаны по всей квартире кусочки паззлов и фигурки от рамок Монтессори? И откуда это на паркете взялись куски пластилина?! И что делать, если игрушки уже заполонили весь дом, а чадо упорно не желает их убирать?
Вопрос с уборкой игрушек стоит так остро у многих по очень простой причине – игрушек в современных семьях просто слишком много. Спросите своих мам и бабушек, сколько у них было кукол, и а у их братьев – машинок. По 2-3 куклы, по 1-2 машинки. Сколько было мягких зверей? Один плюшевый мишка или зайчик, и хватит.
А сколько игрушек было у нас самих в детстве? Тоже не так уж много.
Однако времена меняются, и сейчас буквально в каждом доме скапливается невероятный избыток игрушек, причем родители зачастую жалуются, что дети игрушками почти не играют, а только разбрасывают их и ломают.
Как же научить детей управляться со своим имуществом?
Посмотрите, как настоящий мастер следит за порядком в своем инструменте, как аккуратно каждую отвертку кладет на место, чтобы потом точно знать, куда протянуть руку – и взять нужный инструмент. И у хорошей хозяйки на кухне тоже все рассортировано и разложено по своим местам: есть ящик для овощей, есть полочка для баночек со специями, есть банки с крупой и т.д.
А ведь игрушки для детей не менее важны! И что же мы видим в большинстве детских комнат? Все игрушки, машинки, мягкие звери, куклы, мозаинки, детали двух конструкторов, юла и кубики валяются вперемежку в одном большом ящике. Иногда там же живут книжки, карандаши и альбом. И если ребенку хочется для игры достать своего любимого зайчика или мишку, то проще всего просто опрокинуть весь ящик – а там, глядишь, и найдется то, что искал. Но убирать все это обратно так долго, так скучно, а главное – ребенку совершенно непонятно, зачем вообще это делать – ведь скоро снова придется что-то искать. А как же быть??
В первую очередь, очень важно, чтобы игрушек было не слишком много. Маленьким детям действительно трудно, если в поле его внимания попадает слишком много отвлекающих факторов.
А ведь сейчас все бабушки, гости и знакомые стараются принести в дом, где есть дети, хоть какие-то подарочки – мальчикам чаще всего дарят машинки, девочкам – кукол, а мягких зверей всех цветов и размеров дарят даже взрослым. Я уж не говорю, что в лишних мягких игрушках накапливается пыль!
В итоге даже у младенцев, еще не умеющих ходить, есть огромная коллекция всевозможных погремушек, а у мальчишек годам к 3-4 скапливается чуть ли не 50 машинок. (Это не мешает им, впрочем, выпрашивать все новые и новые)
Ребенок не может реально играть таким количеством машинок одновременно! Избавьте его от «завала», спрячьте на время три четверти игрушек – и вы все вздохнете спокойно. Кто, как не мама, лучше знает, какие из игрушек ее ребенок любит больше всего. Вот и оставьте ему именно эти 5-7 любимых игрушек, а остальные временно уберите, или даже подарите знакомым. Сколько детей в самой большой семье из тех, с кем общается ребенок? Двое? Трое? Пятеро? Вот и кукол нужно примерно столько же, чтобы каждого из них отличать, любить, кормить кашкой и укладывать баиньки. Куклы и мягкие звери помогают малышам воспроизвести семейные отношения, поэтому для игр ему больше подходят куклы-младенцы, а не длинноногие красотки. Очень грустное зрелище, когда куклы вперемежку с кубиками валяются в ящике, придавленные машинками. Для каждой куколки хорошо бы завести свое отдельное спальное место – кроватку, колыбельку, гамак или коляску. Вечером вы можете вместе с ребенком уложить по кроваткам всех кукол и зверушек, укрыть их одеялками и спеть им колыбельные песенки. Ну, теперь и самому малышу пора ложиться – ведь все уже спят!
А куда деваются на ночь машинки, автобусы и тракторы? Пусть уезжают в гараж из большой картонной коробки! На стенках гаража вы можете вместе с ребенком приклеить картинку с машинками.
Когда в одном и том же ящике валяются детальки от Лего, кубики и еще три разномастных конструктора, то попытка построить что-то осмысленное больше всего напоминает труд Золушки – нужно перебирать крупу и горох. Гораздо удобнее, если каждый из конструкторов имеет свою отдельную коробку, причем прочную и глубокую. В картонной коробке, в которой конструктор продавался, хранить детали, как правило, неудобно – коробка мнется и ломается, да и уложить все детали аккуратно бывает непросто.
Дети обожают хранить всевозможные «сокровища» - морские камушки и обкатанные морем стеклышки, красивые пуговицы, каштаны и т.п. Не выбрасывайте все это, а сложите в аккуратные коробочки с крышками, или в какую-нибудь красивую шкатулочку – ребенок будет просто в восторге!
Спортивные игрушки типа скакалок и мячиков тоже должны иметь свое место, чтобы их не приходилось подолгу разыскивать. Для уличных игрушек нужен отдельный пакет, чтобы формочки и лопатки, испачканные песком, не валялись в том же ящике, где и куклы, и мягкие звери.
А в ванной пригодится полочка для купательных игрушек: там могут быть водяная мельница, лейка, ведерки, трубочки от сока, бутылочки от шампуня, пупс, которого можно мыть, и мягкие паззлы из цветной пенки.
Если ребенку уже 3-4 года, то проследите сами, чтобы в ящике не завалялись случайно погремушки, неваляшки или юла – он уже вырос из этих игрушек, и теперь их можно отдать знакомым малышам.
Если вы покупаете своим детям настольные игры, домино, лото и кубики с картинками, паззлы и прочие развивающие игры, то вам нужно сразу же выделить место для подобных игр. Они должны лежать достаточно высоко, чтобы дети не могли взять их сами. И в то же время, желательно, чтобы ребенок мог увидеть край коробки, и показать вам, в какую игру он сейчас хочет поиграть.
Достали, предположим, кубики Никитина «Сложи узор», поиграли, сложили несколько узоров – и снова убрали наверх, и только потом достаем «разрезные квадраты» или домино. Если же развивающие игры валяются в том же ящике, где и все прочие игрушки, то и отношение к ним совсем другое.
Краски, пластилин, цветная бумага тоже д
олжны лежать наверху, а вот цветные карандаши или мелки полезно иметь под рукой, равно как и пачку бумаги для рисования. Детские рисунки можно складывать в папку с прозрачными вкладышами-файлами, а самые удачные – вешать на стенку в детской.
Многие дети любят наряжаться, а девочкам нравится укрывать и укутывать кукол и зверюшек. Тряпочек и платочков скапливается немало, так что для них подойдет сумочка или рюкзачок.
Второй важный момент: научите ребенка сортировать игрушки, и подготовьте удобные хранилища для каждого вида игрушек. Вам пригодятся коробки, контейнеры с крышками, комодики, открытые полки…
У моего 6-летнего сына последние два года главной страстью является Лего. Он готов часами строить, и часами рассказывать всем, что он построил, и в какие приключения попадали его Лего-человечки, и как они встречались в море с Лего-пиратами. Естественно, Лего в доме скопилось немало. И вот в прошлом году Гришке на день рождения подарили огромный ящик для инструментов, с множеством отсеков разного размера. Мы сели и вместе рассортировали все детальки: однушки тут, рядом двушки, потом трешки, четверки, арки, листья и кусты и т.д. Потом выделили отсек под колеса, оси и авто-детали. Отдельно – винты, и прочие детали от вертолета. В большом отсеке лодки и крупные части крепостных стен. Человечки отдельно, оружие – отдельно. И еще отсек для нестандартных и редких деталей. С тех пор стол его не завален детальками, а для любимых построек мы выделили специальную полку.
И третий момент: сперва вы будете прибираться вместе, и только потом, постепенно, сможете передать ребенку часть работы. Например, вы решили убрать кубики. Пусть ребенок их притаскивает, а вы аккуратно складывайте их в коробку. Через какое-то время складывание кубиков можно будет доверить ему. А можно попросить юного водителя закатить машины в гараж. Давайте ребенку поначалу совсем небольшие поручения, с которыми он заведомо может справиться сам. И всю дорогу хвалите, хвалите, радуйтесь! Очень действенно – рассказывать вечером папе (так, чтоб ребенок услышал), что малыш сам убрал все свои машинки, или помог сложить все кубики. Пусть папа вместе с вами порадуется, что растет в доме помощник!
ИТОГ: Книжки – стопками на полках
Тонкие книжки, развивалки, раскраски, книжки про художников – в отдельных папках
Машинки – на полке в гараже
Каждой куколке – свою кроватку, коляску, люльку, гамачок
Мягкие звери – на открытой полке
Каждый конструктор – в своем ящике
Мячики – в авоське
Карандаши, мелки, фломастеры, точилки, ластики – в удобной карандашнице, в стакане или пенале
Лего – рассортированное, в ящике инструментальном
Посудка – на полке, где кукольное хозяйство
Солдатики, оружие, самолеты-вертолеты – в отдельном ящике
Деревянные кубики, «веселый городок», деревья, транспорт, мелкие машинки – в отдельном ящике
Платки, одеяльца, ткани, плащи – в тряпичном мешочке
Каштаны, желуди и др – в корзинке
Развивающие игры – кубики «сложи узор», рамки монтессори, сложи квадрат, настольные игры, шахматы – высоко, чтоб не валялись повсюду, чтоб родители с детьми вместе их доставали и вместе ими играли
Спортивные снаряды на спроткомплексе нужно повесить таким образом, чтобы не мешали друг другу: трапецию можно перевесить в коридор или в дверной проем, а канат временно снять, тогда для всех снарядов хватит места, чтобы качаться. Когда для каждого типа игрушек вы определите твердо его место, вам станет гораздо проще наводить порядок в доме!
Женя Кац