На главную >>

 

 

Работа со складовыми картинками Зайцева


Складовых картинок никогда не бывает много, чаще не хватает.

 К настоящему времени изданы следующие комплекты: «240 картинок для обучения чтению, письму, рисованию», «Что вокруг меня растет?», «Кто вокруг меня живет?», «Продуктовый магазин», « Детский мир». Картинки с надписями и их использование в работе с детьми, начинающими читать, давно известный прием.

Н. Зайцев добавил к нему: разбивку на склады, запись слов на лицевой и оборотной сторонах. Размер карточек позволяет делать надписи довольно крупным шрифтом. Большие карточки дублируются маленькими только с картинкой на лицевой стороне и только надписью с другой.

Многолетний опыт работы со складовыми картинками показывает, что они способствует развитию навыка беглого чтения: ребята быстрее привыкают охватывать слово целиком, мгновенно проводят его анализ и осуществлять по сумме признаков синтез, выражающийся в озвучивании слова без обычных для начального чтения запинаний, спотыканий. Полученные навыки успешно используют при встрече с новыми, незнакомыми словами.

Набор упражнений и игр со складовыми картинками весьма разнообразен. Вот некоторые из упражнений, которые можно порекомендовать для работы с комплектом «240 картинок»

Набор «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию»

Это набор карточек с изображением и названиями животных. Он имеет ряд явных преимуществ: во-первых, рисунки выполнены рукой художника-профессионала, где внешность животных дана в неискаженном или стилизованном виде и без ненужных сейчас деталей второго плана, во-вторых, силуэтность изображения необычна для восприятия и тем интересна детям, в-третьих, рисунки подобраны с целью показать примеры грамотного написания названий животных. В словах хорошо видна ударность (ударные склады — черные, безударные — зеленые, и так далее в зависимости от степени ударности). Написание слов легко проверить с помощью проверочных слов, которые есть в наборе

1. Итак, у нас появилась возможность познакомиться с миром написанных слов. И вот Вам игра на чтение сразу словами. С чего начнем? Первым делом отсчитаем столько карточек, сколько детей перед Вами. Возьмите в руку стопку картинками к детям. Показывая их по очереди, предложите ребятам читать слова, написанные над изображениями. Конечно, читать слово, которое написано и нарисовано, безумно легко и весело. А главное, создается иллюзия, что мы умеем читать. Не разрушайте ее, подарите авансом уверенность в своих силах! Показывая карточки, проводите пальцем по слову: Что здесь написано? Что написано черным цветом? или покажи, где написано черным ЛО в слове СЛОН? И вместе с детьми называйте слово, слегка утрируя ударный склад. После этого переверните карточку стороной без картинки и задайте те же вопросы. После этого отправляем эту картинку в том же положении, т. е. уже картинкой к себе, в конец стопки. Перед малышами открывается новая картинка и новое слово. Снова отвечаем на те же вопросы и т. д. И так, пока вдруг не обнаруживаем, что очередная карточка оказывается без картинки. А Вы, словно ничего не произошло, так же весело спрашиваете: Что за слово здесь написано?

Внимание! Включается некий внутренний ассоциативный механизм и: называется слово!

2. Если карточки обтянуты пленкой, ламинированы или находятся в файле, позвольте обводить буквы или изображение фломастером, сочетая тем самым приятное с полезным. Потом легко достать карточку из файла и полюбоваться им и похвалить за самостоятельное письмо. Для работы в минигруппе, индивидуально, с маленькими детишками и т. п. есть еще один промежуточный вариант — раскладываем нескольких карточек на столе (полочке) картинками вверх и после контрольных вопросов типа «Какое слово здесь написано?» или «Покажи, где белка»: договариваемся перевернуть одну карточку изображением вниз. Пара тех же контрольных вопросов, затрагивающих карточки открытые и закрытые, и можно перевернуть еще одну картинку. И так пока перевернутыми не окажутся все карточки. Дальше игра разворачивается по сценарию второй части предыдущего варианта.

3. Можно писать слова  из кубиков по образцу, которым служит складовая картинка. Ребенок смотрит на слово на картинке и пишет такое же из кубиков. Это упражнение очень хорошо развивает зрительное восприятие, а шестилеток готовит к работе по переписыванию заданий.

4. Когда картинки становятся родными, можно использовать их в качестве подручного материала в любых других играх на обобщения с разными заданиями:

а) выбрать из всех карточек взрослых животных и подобрать им их детенышей: мамы, папы и детки. Кстати, слова подобраны наиболее интересны с точки зрения написания — хорошо видны и проверочные: ведь змея — потому что змeи, и что стоuт за разными названиями одних и тех же животных: петух, курица, цыпленок, цыплята; или вот так: овца, овцы, баран, ягненок, ягнята;

б) найти (можно объединяться в группы, если у ребят оказалось по одной карточке) домашних и диких, хищников и травоядных, млекопитающих и рептилий, птиц и рыб, теплокровных и хладнокровных, животных одного семейства и т. д.;

в) найти животных во множественном и единственном числе;

г) найти слова с первым (вторым, третьим, последним:) ударным складом, с одинаковыми ударными складами;

д) классифицировать слова по количеству букв или складов, по частоте повторения определенных букв, по их расположению в слове;

5. Но больше всего детям нравиться играть с карточками в сюжетно-ролевые игры: организовать зоопарк, ферму, ветеринарную лечебницу, клубы животных; ими можно торговать (с использованием счетных карточек в качестве ценников); устраивать звериные семьи и ходить друг к другу в гости и мн. др.

6. Игра. «Лото». Эта игра проводится так же, как любое детское лото. Новое пособие специально имеет набор уменьшенных карточек для такого варианта и подробную инструкцию Николая Александровича по применению.

Все вышеописанные игры и упражнения можно успешно применять для работы с другими наборами складовых картинок.