От слогового чтения к беглому
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки чтения – это основа учения, и все учащиеся в той или иной мере владеют ими. Но насколько хороши эти навыки, позволяют ли они качественно усваивать разнообразные знания.
Слоговое чтение– титанический труд для ученика: времени на чтение текста уходит очень много, а понимание, которое напрямую связано со скоростью чтения, отсутствует. Ребенок не может проследить, как развиваются события, фрагментарно запоминает текст, нет целостности восприятия информации, нет понимания и запоминания прочитанного.
Основными причинами медленного чтения являются:
- звуко-буквенный путь обучения, который предполагает чтение и восприятие слов, а не смысла (« за словами деревьями не заметен лес смысла»)
- низкий уровень концентрации внимания и памяти (прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения.)
- сниженный объем оперативного поля зрения (не секрет, что многие дети видят одновременно только 2 — 3 буквы)
- привычка узнавать слова только при условии проговаривания.
- скудный словарный запас
- отсутствие ясной цели чтения («пошел туда, не знаю куда, нашел то, не знаю что.»)
Плохо читающий школьник - кандидат в неуспевающие. Отсюда появление у него стойких негативных эмоций, отрицательно влияющих на важные системы жизнедеятельности организма.
В процессе увеличения учебной нагрузки ребенок с низкой скоростью чтения начинает испытывать все больше трудностей в освоении нового материала, идет отставание по всем предметам: Пока он будет читать условие задачи, ученик, читающий быстро уже решит и запишет ее в тетрадь. А сколько страхов у этих детей от уроков чтения. Некоторые ребята, при виде секундомера в руках учителя, забывают буквы, начинают заикаться.
Зачем проверять технику чтения у ребёнка, если у него её нет? Может, есть смысл сначала научить?
Оптимальный вариант чтения для ребенка – чтение в темпе речи:120-150 слов в минуту. По мнению ученого-педагога Н.А. Зайцева, именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Как же двигаться к этому рубежу от слогового чтения?
Во-первых, продолжайте читать ребенку его любимые книжки и потихоньку, без принуждения вовлекайте его в процесс чтения. Например, почитав, остановитесь на каком-нибудь интересном месте, сошлитесь на то, что устали, попросите прочесть следующий абзац. Помогите через вопросы усвоить, о чем и о ком в нем говорится, какие слова повторяются, какое слово не понятно. Обязательно похвалите! Помните, что важна не длительность, а частота тренировок. Лучшая домашняя тренировка на начальном этапе - тремя порциями по 10-15 минут.
Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять, книг, которые надо прочитать.
Организуйте дома просмотры диафильмов. Старенький диапроектор - хороший помощник в этом деле. Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения, - все, что нужно для поддержки в освоении техники чтения.
Используйте прием параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним - про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом, устраняется ситуации проверки и оценки качества детского чтения
Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребенку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов, в конечном итоге улучшить технику чтения.
При работе с текстом любого содержания используйте метод контрольных вопросов. Пусть и ребенок, и взрослый, прочтя текст, придумают несколько вопросов по нему и подготовят ответы на них. Затем они обмениваются вопросами и контролируют ответы на них. В случае необходимости задавший вопрос может дополнить отвечающего или помочь ему.
На самом деле перейти от слогового чтения к беглому не так сложно, если выполнять все упражнения в СИСТЕМЕ и с исключительно позитивным настроем.
На наших занятиях дети начинают лучше читать уже после первого урока. Непременным условием улучшения техники чтения является постоянная систематическая работа по развитию памяти, внимания. Внимание - катализатор процесса чтения. У медленно читающего ребенка внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту пропадает, он читается механически, а смысл прочитанного не доходит до сознания. Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново. Умение управлять своим вниманием - важнейшее свойство, которое тренируется на наших занятиях.
Так же проводится работа по расширению поля зрения (чем шире поле охвата, тем больше ключевых слов можно воспринять за один взгляд) и словарного запаса. Большое внимание уделяется освоению чтения без регрессий. Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространенный. Некоторые дети незаметно для себя читают дважды любое слово, как бы для верности.
Постоянно ведётся работа над развитием подвижности артикуляционного аппарата, для этого на занятиях используются чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки.
После наших занятий многие ребята начинают любить чтение, так как это перестает быть изнуряющей работой. Дети начинают лучше усваивают учебный материал, они готовы к различным творческим заданиям. Успех рождает радость! “Я хорошо читаю новый текст! Меня слушают одноклассники! Я могу!” Не это ли хотят видеть учителя и родители в сияющих глазах ребенка?
Беглое чтение не самоцель, а инструмент, без которого ребенку очень трудно учиться дальше.