Тест-опросник на определение сформированности «внутренней позиции школьника»
Задайте ребенку приведенные ниже вопросы и запишите ответы.
- Ты хочешь в школу?
- Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
- Чем тебе больше всего нравиться заниматься в д.саду ?
- Ты любишь ,когда тебе читают книжки?
- Ты сам просишь, чтобы тебе почитали?
- Какие у тебя любимые книжки?
- Почему ты хочешь идти в школу?
- Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?
- Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?
- Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?
- Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?
- В игре в школу у на будет длиннее - урок или перемена?
Учитываются ответы на вопросы №1,2.3,4,4,10,11,12.
При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы будут такими:
№1 – Хочу идти в школу.
№2 - Не хочу еще на год остаться в д.саду.
№3 – Те занятия, на которых учили (пр.буквы, цифры).
№4 – Люблю, когда мне читают. Или сам люблю читать.
№5 – Сам прошу, чтобы мне почитали.
№10 - Нет не устроит, хочу ходить в школу.
№11 – Хочу быть учеником.
№12 – Пусть длиннее будет урок.
Степень психосоциальной зрелости (кругозор) - тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.
Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
- Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
- Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
- У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
- Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
- Сейчас утро или вечер (день или утро)?
- Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
- Что бывает раньше – обед или ужин?
- Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
- Кем работает твой папа, твоя мама?
- Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
- Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
- Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
- Что делает почтальон, врач, учитель?
- Зачем в школе нужна парта, звонок?
- Ты хочешь пойти в школу?
- Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
- Каких животных ты знаешь?
- Каких птиц ты знаешь?
- Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
- Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
- Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов
За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.
К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:
№5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
№8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.
№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
№ 22 – за правильный ответ -2 балла.
№ 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.
Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым,
20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.
Тест «Веселый – грустный»
Оценка эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе.
На рисунках изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением.
1. Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них из окна.
2. Ученик у доски отвечает урок, рядом сидит учительница.
3.Дети в классе во время урока.
4. Ученик в школьном коридоре разговаривает с учительницей.
5. Ребенок в доме готовит уроки.
6.Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки.
На всех картинках нет лиц, вместо них кружочки.
Попросите ребенка описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица – веселое или грустное – и объяснить, почему.
Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы примерно такого содержания:
- У мальчика, который смотрит из окна, очень грустное лицо, так как он плохо учится, и его наказали
- Мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, поэтому у него грустное лицо.
- Мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный
- Мальчик боится, что не успеет сделать Д.З., поэтому он грустный.
Ответы, в которых описывается веселый ребенок или серьезны, отражают позитивный настрой.
Если ваш ребенок дает 5-6 «тревожных» ответов, то это говорит о том, что он «болезненно» относится к поступлению в школу, для него этот этап связан с сильными переживаниями и нужно их «сглаживать».
Тест «Познавательная потребность»
Попробуйте выбрать ответ, который с вашей точки зрения, больше всего подходит к ребенку
|
ВОПРСЫ |
ОТВЕТЫ |
БАЛЛЫ |
1 |
Как часто ваш ребенок занимается какой-нибудь умственной работой больше одного часа? |
а) часто б) иногда в) очень редко |
5 3 1 |
2 |
Что предпочитает ваш ребенок, если задан вопрос на сообразительность? |
а) хочет сам найти ответ б)когда как в)получить ответ от взрослых |
5 3 1 |
3 |
Любит ли читать? |
а) постоянно б) иногда в) очень редко |
5 3 1 |
4 |
Насколько интересны для ребенка умственные занятия? |
а) очень интересны б) когда как в) не интересны |
5 3 1 |
5 |
Часто ли задает вопросы? |
а) часто б) иногда в) очень редко |
5 3 1 |
Подсчитайте количество балов по всем вопросам, и вы получите ответ на вопрос: «какова степень познавательной потребности у вашего ребенка?»
17-25 баллов – потребность выражена сильно
12-16 баллов - умеренно
12 баллов и менее – слабо
Тесты проводятся не все сразу, в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Не обязательно проводить все предложенные тесты, выберите несколько.