На главную >>

 

 

Тест-опросник на определение сформированности «внутренней позиции школьника»

Задайте ребенку приведенные ниже вопросы и запишите ответы.

  1. Ты хочешь в школу?
  2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
  3. Чем тебе больше всего нравиться заниматься в д.саду ?
  4. Ты любишь ,когда тебе читают книжки?
  5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали?
  6. Какие у тебя любимые книжки?
  7. Почему ты хочешь идти в школу?
  8. Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?
  9. Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?
  10. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?
  11. Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?
  12. В игре в школу у на будет длиннее - урок или перемена?

Учитываются ответы на вопросы №1,2.3,4,4,10,11,12.

При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы будут такими:

№1 – Хочу идти в школу.

№2 - Не хочу еще на год остаться в д.саду.

№3 – Те занятия, на которых учили (пр.буквы, цифры).

№4 – Люблю, когда мне читают. Или сам люблю читать.

№5 – Сам прошу, чтобы мне почитали.

№10 -  Нет не устроит, хочу ходить в школу.

№11 – Хочу быть учеником.

№12 – Пусть длиннее будет урок.

Степень психосоциальной зрелости (кругозор) - тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
  3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
  4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
  5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
  6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
  7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
  8. Что бывает раньше – обед или ужин?
  9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  10. Кем работает твой папа, твоя мама?
  11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
  12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
  13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  15. Что делает почтальон, врач, учитель?
  16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
  17. Ты хочешь пойти в школу?
  18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
  19. Каких животных ты знаешь?
  20. Каких птиц ты знаешь?
  21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
  22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
  23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:

№5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.

№8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.

№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.

№ 22 – за правильный ответ -2 балла.

№ 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым,
20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.

Тест «Веселый – грустный»

Оценка эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе.

На рисунках изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением.

 file/photogallery/razv/file0001_a.jpgfile/photogallery/razv/file0002_a.jpg

1. Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них из окна.

2. Ученик у доски отвечает урок, рядом сидит учительница.

3.Дети в классе во время урока.

4. Ученик в школьном коридоре разговаривает с учительницей.

5. Ребенок в доме готовит уроки.

6.Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки.

На всех картинках нет лиц, вместо них кружочки.

Попросите ребенка описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица – веселое или грустное – и объяснить, почему.

Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы примерно такого содержания:

  • У мальчика, который смотрит из окна, очень грустное лицо, так как он плохо учится, и его наказали
  • Мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, поэтому у него грустное лицо.
  • Мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный
  • Мальчик боится, что не успеет сделать Д.З., поэтому он грустный.

Ответы, в которых описывается веселый ребенок или серьезны, отражают позитивный настрой.

Если ваш ребенок дает 5-6 «тревожных» ответов, то это говорит о том, что он «болезненно» относится к поступлению в школу, для него этот этап связан с сильными переживаниями и нужно их «сглаживать».

Тест «Познавательная потребность»

Попробуйте выбрать ответ, который с вашей точки зрения, больше всего подходит к ребенку

 

ВОПРСЫ

ОТВЕТЫ

БАЛЛЫ

1

Как часто ваш ребенок занимается  какой-нибудь умственной работой больше одного часа?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ваш ребенок, если задан вопрос на сообразительность?

а) хочет сам найти ответ

б)когда как

в)получить ответ от взрослых

5

3

1

3

Любит ли читать?

а) постоянно

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

4

Насколько интересны для ребенка умственные занятия?

а) очень интересны

б) когда как

в)  не интересны

5

3

1

5

Часто ли задает вопросы?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

Подсчитайте количество балов по всем вопросам, и вы получите ответ на вопрос: «какова степень познавательной потребности у вашего ребенка?»

17-25 баллов – потребность выражена сильно

12-16 баллов - умеренно

12 баллов и менее – слабо

Тесты проводятся не  все сразу, в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Не обязательно проводить все предложенные тесты, выберите несколько.