На главную >>

 

 

Тесты для изучения различных видов мышления

Тест «Обведи контур»

Оценка наглядно-действенного мышления

Предложите ребенку соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части.

Оценивается аккуратность, точность и скорость работы. Если ребенок затратил на выполнение всего задания менее 1,5 минуты, если все линии следуют точно по заданным контурам, то задание выполнено очень хорошо и ребенок имеет высокий уровень наглядно-действенного мышления.

file/photogallery/razv/file0010_a.jpg

Тест «Раздели на группы»

На рисунке представлены различные геометрические фигуры.

Попросите ребенка внимательно посмотреть на картинку и разделить фигуры на как можно большее число групп. Задача ребенка назвать все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены.

На выполнение задания отводится 3 минуты.

file/photogallery/razv/file0011_a.jpg

Тест «Лабиринт»

Подобные задания часто встречаются в детских журналах, в рабочих тетрадях для дошколят. Выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления (умение пользоваться схемами, условными обозначениями), развитие внимания.

Тест "Найди отличия"

Выявляет уровень развития наблюдательности.

Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях).

Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.

file/photogallery/razv/file0012_a.jpg file/photogallery/razv/file0012_b.jpg


Тест «Лишний предмет»

Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд

Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор

Подготовьте картинки или слова, например:
изображение белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора;
кастрюля, чашка, ложка, шкаф;
стол, стул, кровать, кукла.

Возможные словесные варианты:
собака, ветер, смерч, ураган;
смелый, храбрый, решительный, злой;
смеяться, сидеть, хмуриться, плакать;
молоко, сыр, сало, простокваша;
мел, ручка, сад, карандаш;
щенок, котенок, лошадь, поросенок;
тапочки, туфли, носки, ботинки, т.д.

Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя лирический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).


Тест для оценки словесно-логического мышления

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы

  • В какое время года снегопад?
  • В какое время года листопад?
  • В какое время года ледоход?
  • В какое время года половодье?
  • В какое время года идет дождь?
  • В какое время года гроза?
  • В какое время года появляются листья на деревьях?
  • В какое время года птицы вьют гнёзда?
  • В какое время года появляются птенцы?
  • В какое время года день равен ночи?
  • В какое время года можно увидеть росу?
  • В какое время года бывает град?
  • В какое время года бывает иней?
  • В какое время года растут подснежники?
  • В какое время года готовят сани?
  • В какое время года готовят телегу?
  • В какое время года река покрывается льдом?
  • В какое время года у животных линька?
  • В какое время года сеют озимые?
  • В какое время года собирают урожай?

Что из чего делают?
(В скобках даны возможные правильные ответы. )

  • Что делают из муки? (хлеб,...)
  • Что делают из молока? (творог,...)
  • Что делают из шерсти овец и коз? (шерстяные нитки,...)
  • Что делают из шерстяных ниток? (носки,...)
  • Что делают из песка? (стекло,...)
  • Что делают из глины? (кирпич,...)
  • Что делают из металла? (инструменты,...)
  • Что делают из нефти? (бензин,...)
  • Что делают из хлопка? (ткань,...)
  • Что делают из древесины? (мебель,...)
  • Что делают из семян подсолнуха? (подсолнечное масло,...)                                                  

Что с чем делают?

  • Песок сыплют, а воду ...
  • Стол накрывают, а постель ...
  • Котлеты жарят, а суп ...
  • Цветы водой поливают, а огонь ...
  • Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену ...
  • Воду можно разлить, а горох ...
  • Стол можно сломать, а стакан ...
  • Сено косят, а волосы ...
  • Нитки прядут, а холст ...
  • Платье шьют, а шарф ...

Если ребёнок затрудняется, то попробуйте вместе поискать ответы. А через несколько дней, опять задайте некоторые из этих вопросов.
Это занятие также расширяет кругозор и тренирует память.

О высоком уровне словесно-логического мышления у ребенка можно говорить, если он дает правильные ответы на 95% вопросов.